Свердловская Областная Федерация Киокушин каратэ-до

Ката Киокушин каратэ

Слово “ката” обозначает “форма”, внешний вид. Данный иероглиф состоит из трех знаков:

Katachi - “форма”;

Kai - “резать”;

Tsuchi - “земля” или “почва”.

Таким образом, дословный перевод слова “ката” - “форма, разрезающая землю”.

Ката - это последовательность блоков, тычков и ударов, выполняемых в одной или более стойках, включая движения вперëд, назад и в стороны. Количество движений и их последовательность очень специфичны. Баланс между наступлением и обороной, используемые стойки, направление и способ передвижения - всë это даëт каждому ката свой собственный, отличительный от других характер.

Путëм практики ката изучается традиционная техника, используемая в бою. Также развиваются баланс, координация, дыхание и концентрация. Ката воплощает идею рен ма (ren mа), или “всегда оттачивающий” - при ежедневной практике движения ката становятся более утонченными и безупречными. Внимание к каждой детали, которая необходима для совершенствования ката, развивает самоконтроль.

Путем концентрации, самоотдачи и практики вы можете достигнуть высшего уровня мастерства, при котором ката настолько вкореняется в подсознание, что теряется надобность сознательного внимания. Это и есть то, что мастера Дзэн называют “мушин” (mushin), или “без сознания”. Сознание, рациональное мышление совсем не используется на практике - то, что запоминалось раньше, теперь происходит самопроизвольно. Практика традиционного ката - это также способ для каратэка показать свое уважение к происхождению и истории Киокушин каратэ и боевых искусств в целом.

Ката Киокушинкай находят свои истоки в двух течениях: системы Годзю-Рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из Окинавы в 1922 году. Гичин Фунакошипо праву считается отцом современного ката и являлся инструктором Маcутацу Оямы с 1938 по 1945 гг.

Гичин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель сильной системы Шито-Рю, тренировались вместе под руководством окинавских учителей Язуцуне Азато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел ката Пинан, которую Фунакошипозднее слегка видоизменил. Мабуни также тренировался под руководством учителя Канрио Хигаонна (1853-1915). Чоюн Мияги начал учиться под руководством Хигаонна в возрасте 14 лет, после того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым Мияги учился с возраста 11 лет. Стиль Годзю-Рю - это член Шорэй-Рю, группы школ Наха-тэ, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского Кэмпо.Хигаонна начал изучать Кэмпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал в город Фучоу, столицу провинции Фукиен в Южном Китае. Там он жил 15 лет, обучаясь у учителя Кэмпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю Рюко). Стиль Кэмпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Ван То. Основываясь на его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра, концепции Ван То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств, которые вышли из Китая того времени.
Южный Китай, где учился Хигаонна, был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплоченности. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями рук, развивающимися вдоль линии Теории Круга и Точки. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техники сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Тэншо - это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль Кэмпо. Это ката было создано Чоюном Мияги как дополнение Уин (мягкий, внутренний) к ката Уанг (Уо твердый, внешний) Санчин, которое было привезено из Китая его учителем Хигаонна. Теория Круга и Точки, как считается, была создана Чанг Санг-Фенгам, мастером боевых искусств периода Сунг (906-1279).

После периода тренировок в горах, подобных тренировкам Масутацу Оямы, во время которых он близко наблюдал движения обезьян, журавлей и змей, Чанг разработал школу Вутанг (названного так по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой системы было огромно, и как и пять форм животных Ван То, она оказала влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие как Тай Чи Чуани, Такуа.

В отличие от ката школы Наха-тэ, испытавших южное влияние, стиль Шотокан имел сильные корни в Шорин-Рю, системах Шури-тэ, на которые  повлиял главным образом северный стиль Кэмпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.

Ката северного стиля  обладали движениями широкого размаха  с большим количеством  прыжковой техники. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Цуки Но Ката - это типичный пример ката северного влияния.

Важно отметить, что Наха-тэ, Шури-тэ и Томари-то - три стиля окинавского каратэ, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется, было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно отличались.

В ранние годы, Масутацу Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии, так и в Корее. Поэтому Киокушин-Рю - это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.

Каратист Киокушин-Рю свободно дерется как на ближней, так и на дальней дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ.

В соответствии с источником влияния, ката Киокушин могут быть разделены следующим образом:

• Наха-тэ - самое сильное южное влияние: Санчин, Тэншо, Гексай Шо, Гексай Дай, Сайха, Сэйенчин, Гарю, Сэйпай;

• Шури-тэ - самое сильное северное влияние: Цуки Но Ката, Канку (Кушанку), Сушихо.

Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Масутацу Оямой. Янцу - это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кэмпо. В прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были сокращены.

По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник ката. Необходимо отметить, что ката Шотокан (северного влияния), взятые Масутацу Оямой для Киокушин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Киокушин пришли главным образом из источников Южного влияния.

♦ Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гичин Фунакоши столкнулся с проблемой обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ каратэ. Таким образом,Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения процесса обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.

♦ Тот факт, что Масутацу Ояма выбрал главным образом ката Годзю-Рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что скорее всего он считал южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций китайского боевого искусства Сосай Масутацу Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения южных китайских боевых искусств.

Значение названий ката

Вполне возможно, что раньше ката вообще не имели названий, и получили их только позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определение ката именно по этим значениям вовсе не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические аспекты, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако, в некоторых случаях осознание источника имени ката может помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было много различных техник в ката. Некоторые сведения дают возможность предположить возможное буддийское влияние на использование определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория - это, что чисхотогут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений.

 Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое придерживание точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Маcутацу Ояма говорил: “Формы, выполненные только с целью показа, бессмысленны в каратэ”. Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, на которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ.

По словам Сосая Масутацу Оямы, некоторые названия ката взяты от известных окинавских воинов или относятся к истории древнего Китая, поэтому они мало что значат для нас сегодня. Хотя, возможно, что имена должны быть обновлены, но нужно думать и о сохранении традиций. Однако сохранение традиций теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что совершенно теряется, и нет уместной причины для ее использования.

Ката северного влияния

1. Тайкиоку (Taikyoku) - “Первопричина” или “Великий предел”.

Ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкиоку - как основу всех ката. Изучение ката подобно тому, как ребенок учится ползать, прежде чем научится ходить по Пути каратэ. Название Тайкиоку связывается также с умением видеть целое, не сосредотачиваясь на деталях.

2. Пинан (Pinan) - “Мир спокойствия”.

Ката Пинан (их всего пять) были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии более сложных китайских форм с целью обучения детей. Усердные тренировки каратэ принесут спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца. Хотя в ката используется техника применяемая в бою, целью этого ката является развитие спокойствия и гармонии между умом и телом.

3. Янцу (Yantsu) - “Обретение чистоты”.

Говорят, это имя китайского военного атташе в Окинаве в 19 веке. В повседневной жизненной борьбе необходимо стремиться к преодолению собственной слабости и сохранению спокойствия и чистоты духа.

4. Цуки Но Ката (Tsuki no Kata) - Ката ударов кулаком.

Ката способствует развитию ударной силы в любом направлении (при условии представления при каждом ударе разрушения преграды). С постоянными усилиями, направленными на решение жизненных проблем, и связывается достижение счастья и удачи, которые не приходят к тому, кто просто ждет.

5. Сушихо (Sushiho) - "Пятьдесят четыре шага”.

Это ката является одним из двух высших ката окинавского стиля Сюри-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оригинальной форме, число “54” имеет внутреннюю связь с философией буддизма.

6. Канку (Kanku) - “Созерцание небес”.

Первоначально это ката называлось Кушанку - по имени китайского посланника на Окинаве (1756 г.). Этот посланник был известным мастером рукопашного боя и часто демонстрировал свое искусство. Считается, что ката Канку до сих пор сохраняет много элементов из его первых выступлений. Именно это ката выбрал Гичин Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии (1922 г.). Канку - это высшее ката в Киокушин. В этом ката руки поднимаются к солнцу и на вершине пальцы образуют открытое пространство в форме ромба, через которое мы можем созерцать Вселенную и восходящее Солнце. Независимо от трудностей, с которыми мы встречаемся в жизни, Солнце встает каждый день и Вселенная простирается перед нами. Нет ничего, что могло бы нарушить реальность бытия. До тех пор, пока мы здесь и перед нами - Небо и Солнце, - мы не будем побеждены.

Ката Канку одновременно развивает три элемента:

а) ум, тело и технику;

б) внутренние органы, кровообращение и нервную систему;

в) три вида энергии (КИ), расположенных:

- на вершине головы (тенто);

- в диафрагме (хара);

- в нижней части живота (танден).

Kaтa южного влияния

1. Санчин (Sanchin) - “Шторм внутри спокойствия”.

Это древнейшее ката каратэ, которое из Китая на Окинаву принес Канрио Хигасионна. Впоследствии оно стало основой обучения в стиле Годзю-рю. Предположительно, Санчин восходит к Бодхидхарме и монастырю Шаолинь.

В множестве истолкований названия этого ката подчеркивается единство триады различных свойств, развиваемых в ходе практики Санчин. Это могут быть:

- сознание, дух и техника;

- сознание, тело и техника;

- сознание, дух и тело;

- скорость, сила и дыхание;

- внутренние органы, циркуляция крови и нервная система;

- три вида энергии - КИ, локализованных на макушке головы (тенто), в диафрагме (хара) и в нижней части живота (тандэн).

Санчин - это изометрическое ката, в котором каждое движение выполняется с полной концентрацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укрепление мышц тела, развитие сильной стойки и правильного дыхания. Одновременно развивается внутренняя энергия (КИ) и происходит единение духа и тела.

2. Тэншо (Tensho) - “Вращающиеся ладони”.

Ката создана Тëдзюном Мияги (основателем стиля Годзю-рю), в дополнение к Санчин, после углубленного изучения им китайской формы Роккисë (Ладони шести сил). Тэншо можно соотнести со всеми триадами Санчин. Ояма считал ее ценнейшей из высших ката.

Тэншо - это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского Кэмпо, как техника кругов, основанных на точках.

Тэншо является психологической и теоретической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ. Тэншо включает распространенные техники, блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ, поэтому должно быть главной целью практики каратэка.

“Человек, который тысячи раз сделал ката Тэншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет обратить преимущество на свою сторону и идеально защитить себя".

3. Гексай Дай (Gekisai Dai) - большой “штурм крепости”.

Гексай Шо (Gekisai Sho) - малый “штурм крепости”.

Ката созданы Мияги в 1940 году c целью обучения учеников сильным и мощным движениям. Ката способствует развитию силы в перемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный переход от атаки к защите дает преимущество перед грубой силой.

4. Сайха (Saiha) - “Максимальное разрушение”.

Это ката также создано Мияги. Название подразумевает выражение предельной телесной мощи, а также решимости и силы духа Будо, сокрушающих любые преграды.

5. Сэйенчин (Seienchin) - “Подавление отступления”.

Название ката указывает на необходимость преодоления слабости духа и подавления любого желания отступать перед лицом жизненных трудностей. Каждый должен “подавлять отступающее сердце”. Самураи в долгих походах нуждались в пополнении сил и укреплении стойкости духа. В ката многие движения выполняются в Киба Дачи; когда при этом ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух приходит на помощь.

6. Гарю (Garyu) - “Пробуждающийся дракон”.

В философском смысле, гарю - это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката было создано Оямой, а название ранее было его псевдонимом. Истинный каратист развивает в себе дух скромности. Как уклоняющийся дракон, он, обладая силой, не стремится ее открыть.

7. Сэйпай (Seipai) - “Восемнадцать рук”.

Это окинавское произношение иероглифа “18”. (“Дзю-Хачи” по-японски). Это высшее ката окинавского стиля Наха-тэ. Число “18” получено из концепции буддизма: 6x3, где шесть - это цвет, голос, вкус, запах, контакт и правосудие, а три - это плохой, хороший и мир. Хотя, то ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может рассматриваться как отдельное ката.

Названия ката, которые давали мастера, имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повторять перед каждым исполнением ката, сосредоточиваясь на принципах и знании, заключенном в каждом из них.

Роль ката на тренировках

По словам Масутацу Оямы, основные ката очень близки к “священным писаниям каратэ”. Постоянная тренировка основных ката способствует более легкому восприятию продвинутых ката. По его мнению, в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники, в богатом спектре технических вариаций.